Методическая копилка

ДЕФЕКТОЛОГ, ЛОГОПЕД СОВЕТУЕТ


РЕБЕНОК ПЕРЕСТАВЛЯЕТ СЛОГИ В СЛОВАХ


Первые слова, которые начинает произносить ребенок, очень просты по своему звуковому и слоговому составу, ребенок начинает воспроизводить слоги, слова в порядке сравнительной силы. Так, сначала из всего слова передается только ударный слог, затем - первый предударный слог и, наконец, слабые безударные слоги.

Точное воспроизведение слогового ряда, к сожалению, не всегда удается ребенку. Этот дефект называется "Нарушение слоговой структуры слова".

Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей слоговой структуре словах.

Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком, до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно.

Если ребенок переставляет слоги во многих, даже простых словах, необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения. Нарушение слоговой структуры слова – стойкое в его преодолении, оно может сопровождать ребенка и в школьном возрасте, что негативно скажется на письме.

Начиная заниматься с ребенком, обращайте внимание, но не добивайтесь правильного произношения в трех – четырехсложных и более словах (снеговик, мороженное, милиционер, …) начните с двусложных слов. Разрежьте картинку на две части в названии которого ребенок путается.

Например: КОШКА

Первой выкладываем ту часть на которой нарисована голова, громко и четко произносим КО, ребенок повторяет за вами, затем выкладывайте вторую часть картинки, где нарисован хвост, громко и четко произносите ШКА, ребенок повторяет за вами. Пальчиком ребенка показываем первую половину картинки, вместе с ребенком произносим КО, затем вторую половинку картинки, произносим ШКА, и так несколько раз пока вы не услышите верный вариант, после чего ребенок произносит слово самостоятельно.

Для чего нужна картинка? Дело в том, что у маленького ребенка развито наглядное мышление, он наглядно видит, что хвост впереди головы быть не может, так и у слогов есть свой порядок.

Постепенно можно приступать к словам из трех слогов, на первых порах слова, должны быть с открытыми слогами (корова, собака, ворона и т.д.) вместо картинки можно использовать три кубика, кружочка. Поиграйте в игру "Нажми на слог". Действовать также как и с картинкой 1-й кубик КО, 2-й кубик РО, 3-й ВА.

Эти упражнения необходимы, но они могут быстро надоесть вашему малышу, проявите фантазию, можно хлопать на каждый слог, шагать, прыгать и т.д.

Не загружайте ребенка, за один день выучите 1-2 слова и повторяйте их. После того как ребенок научиться правильно произносить слово, нужно его закрепить, попросите его показать как он красиво говорит папе, бабушке и т.д. если ребенок стесняется, то пусть скажет любимой игрушке, мишке, кукле…, и главное не забывайте ребенка хвалить за каждое его достижение.



В семье необычный ребенок.
(в статье использованы материалы
из книги Бенджамина Спока «Разговор с матерью).


  1. Относитесь к нему естественно.
    Ребенок, страдающий каким-либо недостатком, вероятно, нуждается в лечении, но еще больше – в естественном отношении к нему окружающих, каков бы ни был его дефект: умственная неполноценность, косоглазие, эпилепсия, глухота, маленький рост, уродливое родимое пятно или деформация части тела.
  2. Душевное состояние ребенка зависит от его отношения к своему физическому недостатку, а не от самого физического недостатка.
    Мальчик родился только с двумя пальцами на левой руке. В 2,5 года он чувствовал себя абсолютно здоровым, счастливым и владел левой рукой почти так же, как правой. Его шестилетняя сестра очень любила брата и гордилась им и ей хотелось брать его с собой, куда бы она ни пошла. Мать считала, что по отношению к ребенку справедливее не подвергать его постороннему любопытству и замечаниям, и находила всевозможные предлоги, чтобы не брать его с собой на люди. Чье же отношение к мальчику правильнее – сестры или матери? Сначала нужно ответить на другой вопрос. Стесняется ли ребенок своего физического недостатка? Вообще говоря, нет. Конечно, все мы немного стесняемся тех своих черт, которые мы считаем недостатками. Люди, имеющие физические недостатки, тоже страдают из-за них. Но людям, знакомым с инвалидами, известно, что многие из них, имеющие самые ужасные увечья, такие же общительные, веселые и спокойные, как и их совершенно здоровые друзья. Наряду с этим, вы, возможно, знаете кого-нибудь, кто очень стесняется и страдает из-за торчащих ушей, хотя, в действительности, они совсем не бросаются в глаза. Главные условия, при которых ребенок ( с недостатком или без него ) вырастает счастливым и общительным, это, во-первых, семья, где родители получают огромное удовольствие от своего ребенка и любят его таким, какой он есть. Во-вторых, это возможность общения с другими детьми с раннего возраста, что научит ребенка любить коллектив. Если же родители стыдятся внешнего вида своего ребенка, в душе желают, чтобы он был другим, излишне оберегают его и удерживают от общения с другими детьми, он вырастает замкнутым, неудовлетворенным собой, чувствуя себя не таким, как все. Что касается пристальных взглядов и замечаний, то ребенок с заметным физическим недостатком должен к этому привыкнуть, и чем он младше, тем ему это легче.
  3. Он будет счастливее, если его не жалеют.
    Понятно, почему родители ребенка с физическим недостатком склонны чувствовать к нему глубокую жалость и слишком мало с него спрашивать. Жалость как наркотик. Даже если вначале она не доставляет человеку удовольствия, привыкнув к ней, он не сможет без нее обойтись. Разумеется, по отношению к ребенку с физическим недостатком необходима чуткость. От умственно неполноценного ребенка никогда не следует ожидать выполнения работы, которая не соответствует его умственному развитию, а ребенка с плохо действующими руками не следует критиковать за плохой почерк. Но ребенок с физическим недостатком может и должен быть вежливым в разумных пределах, существовать на общих основаниях с другими, выполнять посильную работу по дому.
  4. Будьте справедливы к другим членам семьи.

Четырехлетний мальчик сильно отставал в своем умственном и физическом развитии. Родители водили его от одного доктора к другому, из одной больницы в другую. Везде им говорили, что болезнь не поддается лечению. Родители платили немыслимые деньги шарлатанам, которые обещали магическое исцеление. Разумеется, что желание сделать все возможное для исправления недостатка ребенка - правильно и естественно. Но, в результате, другие дети в семье оказались лишены необходимой доли родительского внимания. Есть скрытая причина такого поведения родителей: в глубине души родители считают, что недостаток ребенка – это отчасти и их вина, хотя врачи и книги объясняют, что это чистейшая случайность. Это неоправданное чувство вины заставляет родителей обязательно что-то предпринять, даже если в этом нет смысла. Родители как будто налагают на себя наказание, хотя сами того не сознают. Если родители будут остерегаться подобной тенденции, им скорее удастся выработать правильное отношение к ребенку и, в результате, не подвергать ненужным лишениям других детей и себя


5. Любите ребенка таким, какой он есть. 

Один десятилетний мальчик был намного ниже, чем его сверстники. Между мальчиками всегда сильно развито соперничество. Поэтому мальчик маленького роста чувствует себя достаточно разочарованным. Но существует два фактора, которые могут ему существенно помочь: во-первых, удовлетворение собой и жизнью, уверенность в своих силах; во-вторых, насколько мало значит для родителей его рост. Иногда родители сами чувствуют, что ребенок с маленьким ростом или близорукий нуждается в уверениях, что его физический недостаток не имеет особого значения. Но ребенка успокоят только искренние уверения. Если родители чувствуют себя неловко и всегда сами начинают разговор на эту тему, то ребенок все больше убеждается, что его дела плохи.


6. Братья и сестры усваивают отношение родителей. 

Если родители всем сердцем понимают своего ребенка, страдающего недостатком, и не замечают этого недостатка, то и братья, и сестры будут относиться к нему точно также. Но если родители стесняются недостатка и стараются укрыть его от людских глаз, братья и сестры будут думать о нем так же.


7. Чувства родителей проходят несколько стадий. 

Когда родители впервые обнаруживают, что у их ребенка серьезный физический недостаток, они испытывают шок и отчаяние: «Почему это должно было случиться именно в нашей семье?» Затем приходит чувство вины: «В чем я провинилась?» Врач объясняет, что этого нельзя было предотвратить, но родители далеко не сразу внутренне приходят к такому убеждению. Очень осложняют положение различные родственники и знакомые, которые приходят с рассказами, что где-то в других странах существуют специалисты по этому заболеванию и новые методы лечения, и настаивают, чтобы родители обратились к этим специалистам. Далее, обычно, родители сосредоточивают свое внимание на физическом недостатке и его излечении до такой степени, что частично забывают о самом ребенке. Они не замечают его хороших качеств, которые ни сколько не пострадали от физического недостатка. Затем эти качества постепенно выдвигаются на передний план, и родители начинают считать ребенка таким же, как все, милым человеческим существом, которому просто не повезло. И их не могут не раздражать те родственники и друзья, которые все не могут говорить ни о чем другом, кроме как о физическом недостатке ребенка.
Родители легче перенесут, переживут эти болезненные стадии, если будут знать, что сотни тысяч других хороших родителей испытывают те же чувства.


Учитель-дефектолог Насонова О.А.

Как воспитать ребенка здоровым

(советы родителям)


Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его.


Вопросы воспитания детей в семье сложны и много образны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные рецепты, шаблон. От родителей требуются большие познания, вдумчивость, умение применять индивидуальный подход к ребенку.

Что же главное в воспитании детей? Вначале на этот вопрос хочется ответить так: все главное! Действительно, какой бы элемент воспитания ребенка ни взяли, окажется, что среди них нет несущественных. И все же главное — ребенок должен расти здоровым.

Но ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям. Одним из лучших определений здоровья считается определение американского медика Г. Сигериста: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

Жизнь неизбежно столкнет ребенка с какими-то испытаниями. Что бы это ни было — резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевное волнение, крепкий организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение.

Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.

Так что же делать, чтобы ребенок был здоровым? С чего начать? К сожалению, в нашем государстве проблема сохранения здоровья не является приоритетной. Поэтому начните с самих себя. Поверьте, это не фраза. Это очень важное, даже обязательное условие.

Для начала ответьте сами себе на вопросы:

Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?

Зачем я родился? Что я должен совершить?

Зачем быть здоровым?

Быть здоровым – это мой долг перед обществом или мое личное дело?

Я чувствую себя несчастным или счастливым?

На здоровье ребенка оказывает влияние среда, в которой он растет и развивается. Детский организм пластичен, изменчив, податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут и стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются, либо угасают.

Человек появляется на свет с известным запасом сопротивляемости, устойчивости, «готовых» приспособительных механизмов. Можно считать, что это подарок, который добрая волшебница природа кладет в колыбель каждого ребенка. Но, чтобы сохранить этот подарок, надо им умело пользоваться.

Весьма совершенны, например, естественные механизмы терморегуляции. В ответ на охлаждение в организме возникает сложная цепь реакций, способствующих быстрому уменьшению теплоотдачи, а в ответ на перегревание — ее увеличению. Если эти механизмы упражнять часто, с возрастающей нагрузкой, то они становятся все более надежными, безотказными; если же такой тренировки нет, их «настроенность» заметно снижается. Иными словами, если ребенка закаляют, он будет более устойчивым к охлаждению (и не только к нему!); если кутают, ограждают от малейшего дуновения воздуха, устойчивость к простудным и другим заболеваниям уменьшается.

Воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма.

Советы родителям:

1.Больше гуляйте с ребенком.

2. Летом загорайте, купайтесь, зимой – катайтесь на лыжах и коньках

3. Приучайте ребенка к занятиям физкультурой собственным примером. Начните с зарядки. Выполняя вместе с вами упражнения, ребенок получит дополнительные положительные эмоции.

4. Соблюдайте режим питания. Старайтесь разнообразить рацион малыша.

5. Правильно выбирайте приемы и способы закаливания.

Предлагае вам, уважаемые родители, две несложные методики закаливания, которые помогут в укреплении здоровья детей.

Методика хождения босиком

Процедура проводится при температуре пола не ниже +18градусов. Прохладный пол воздействует на рецепторы кожи, тем самым приспосабливая организм ребенка к температурным перепадам. Хождение босиком можно практиковать с двух лет. Процедура хорошо переносится детьми.

Первые 4-5 дней дети ходят в носках, а затем – босиком по 3-4 мин.; ежедневно время на процедуры увеличивается на 1-2 мин. и постепенно доходит до 15-20 мин.

Методика полоскания полости рта

Лечебным действием обладает раствор с добавлением отвара лекарственных трав или минеральная вода. Ребенок набирает воду в рот, прополаскивает и сплевывает. Процедура повторяется 3-4 раза. Дети в возрасте 4-6 лет, уже умеющие полоскать рот, начинают эту процедуру при температуре воды 36-37 градусов. Каждые 2-3 дня температура воды снижается на 1 градус до комнатной температуры.


А еще каждый взрослый должен сказать себе:

Я – за развитие психических функций и познавательного интереса у детей. В наше время источников информации для детей предостаточно. Но вот вопрос – в состоянии ли ребенок воспринять весь этот информативный поток, пропустить его через себя, хочет ли он этого? Поэтому главным при обучении детей дошкольного возраста - не дать какой-то объем знаний, а развить внимание, мышление, познавательный интерес – те способности, которые помогут маленькому человеку воспринять окружающий мир.

Я – за двигательную активность детей. Жизнь – это движение, а движение – это жизнь. Жизнь без движения умирает.

Я – за эмоциональное благополучие ребенка. Создавая благоприятный микроклимат в семье, придерживайтесь следующих принципов:

- контакт «глаза в глаза»

- физический контакт

- пристальное внимание

- активное слушание

- доброжелательный тон

- чувство юмора

Я – за духовное благополучие ребенка. За основу воспитания и общения берите принцип воспитания ребенка как личности.

Я – за безусловную любовь, за любовь, которая не зависит от того, как ведут себя близкие, как ведет себя ребенок и сколько плохого в этой жизни. Хотя это и очень трудно, но пытайтесь не ждать никогда никаких ответных действий от детей и близких, даря им свою любовь, пытайтесь любить жизнь такой, какая она есть – из белых и черных полос.

По утрам ваши дети не должны уходить из дома без ласки и привета: контакт «глаза в глаза» и физическое прикосновение заполняют эмоциональный резервуар на целый день вперед.

Не забудьте вечером встретить их с такой же любовью и радостью; при этом обязательно ненавязчиво поинтересуйтесь, что сегодня было в детском саду, в школе.

Любите детей такими, какие они есть, не требуя ничего взамен.

Один из остроумнейших современных американских писателей РобертФулгхам подчеркивает: «Все, что мне действительно нужно знать о том, как жить, что делать и как быть, я узнал в детском саду. Уверяю Вас, что и вы тоже:

- Играй честно.

- Не дерись.

- Клади вещи на место, особенно чужие.

- Мой руки перед едой.

- Теплый пирог с молоком – это очень вкусно.

- Подреми после обеда.

- Когда ты отправляешься в жизнь, смотри по сторонам, берегись машин, держи за руку того, кто рядом, и держись вместе с друзьями, чтоб не пропасть поодиночке.

- Золотые рыбки, хомячки и даже маленькое семечко – все умирают в конце концов. И мы тоже».

Вы только возьмите любой из этих пунктов и примените его в запутанной взрослой жизни. Подумайте, на сколько лучше был бы мир, если бы мы все как один каждый день прикорнули бы на полчасика, прикрывшись уютно пледом, а потом в три часа пополудни получали бы на полдник вкусный пирог и стакан молока. И независимо от того, молоды Вы или стары, когда отправляетесь в большой мир, лучше всего возьмитесь за руки, друзья, чтобы не пропасть поодиночке.


Учитель-дефектолог Насонова Оксана Александровна

К логопеду нужно обратиться, если…
(информация для родителей)

Речевые этапы
Начиная с 7 – 8 месяцев кроха не понимает обращённую к нему речь – не поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?», не реагирует на своё имя.
В 1 год малыш не произносит 8 – 10 слов типа «кис-кис», «ням».
В 2 года ребёнок не разговаривает.
В 2,5 года нет элементарной фразовой речи – в общении со взрослыми малыш не объединяет 2-3 слова. Например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал).
До 3 лет молчал, а затем стал активно говорить.
3 годам неправильно воспроизводит простые ритмы типа «тук-тук, тук-тук, тук-тук».
К 3 годам у ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение – во время говорения текут слюни, а малыш их не сглатывает.
К 3 годам не может выполнить простые движения органами артикуляции. Например, высунуть язык или удержать губы в улыбке 5 секунд.
После 3 лет продолжает упрощать большинство слов. Например, вместо слова «телефон» – «афон».
После 3 лет малыш не употребляет наиболее простые грамматические конструкции (число, род, падеж…).
К 3,5 годам не различает на слух похожие по звучанию звуки, слоги и слова. Например: бочка – почка, крыша – крыса.
В 4,5 года не сформирована звуковая сторона речи – не выговаривает звуки или произносит их неверно.
Заключения специалистов
Отоларинголог установил снижение слуха.
Невролог выявил отклонения в тонусе мышц.
Хирург посоветовал подрезать укороченную подъязычную уздечку – при открытом рте кончик языка не дотягивается до нёба.
Имеется расщёлина нёба, «заячья» губа, «волчья» пасть.
Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы: верхняя или нижняя челюсть излишне выдвинута вперёд или западает, неправильный рост зубов.
Ребёнок просовывает язык между зубами.
Общее впечатление от речи
Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.
Выдоха не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
Не стремиться к общению.
Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
Говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
С началом школьного обучения появились сложности с чтением и письмом.


Учитель-дефектолог Насонова Оксана Александровна

Артикуляционная гимнастика


1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

Квака любит улыбаться, рот у Кваки до ушей, хоть завязочки пришей.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Доброе утро и солнцу, и птицам, доброе утро улыбчивым лицам!

2. «Заборчик»

Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы — посчитаем наши зубы.

3. «Хобот слонёнка»

Подражаю я слону: губы хоботом тяну…
Даже если я устану, их тянуть не перестану.
Буду долго так держать, свои губы укреплять.

4. «Трубочка»

Мои губы—трубочка—превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу: Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Вдоль по улице иду я и в большую дудку дую:
Ду-ду-ду да ду-ду-ду, я по улице иду!

5. «Бублик»

Бублик мы изобразили—плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать: бублик надо удержать.

6. Затем всё вместе

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я. видишь—хобот у меня.
А сейчас я дудочка, дудочка—погудочка.
Мне понравилось играть, повторю-ка всё опять.


Дыхательная гимнастика.


«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем вниманиеребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

«Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

«Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

 «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

«Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Пальчиковая гимнастика.


 

    

  





ИГРА И ДЕТИ

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».                  Сухомлинский В.А.


*******************



Подготовка ребёнка к посещению детского сада


Уважаемые родители!


Скоро Вам и Ваше­му ребёнку предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в неё увереннее, был радостным и общительным, хотелось бы пред­ложить Вам несколько рекомендаций.

  • Убедитесь в том, что детский сад необ­ходим для Вашей семьи именно сейчас. Ре­бёнок чувствует, если родители сомневают­ся в целесообразности общественного вос­питания, и любые их колебания использует для того, чтобы воспротивиться расстава­нию с ними. Легче и быстрее привыкают к новым ус­ловиям дети, у родителей которых нет аль­тернативы детскому саду.
  • Расскажите ребёнку, что такое детский сад и почему Вы хотите, чтобы он, как и дру­гие дети, тоже его посещал. Содержание бе­седы зависит от возраста ребёнка. Напри­мер, беседа может быть такой: «Детский сад - это красивый дом, куда мамы и папы при­водят своих детей. Я хочу, чтобы ты по­знакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду маленькие столы и стулья, маленькие кровати, ма­ленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Де­ти здесь едят, гуляют, играют.Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты по­шёл в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя туда, а вечером заберу домой. Ты мне расскажешь, как у тебя прошёл день, а я расскажу тебе, что у меня было интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в детский сад своего ребёнка. Тебе повезло, что ты будешь туда ходить. Но сначала нам надо подготовиться». Проходя мимо детского сада, с радост­ной интонацией напоминайте ребёнку, как ему повезло: уже скоро он сможет сюда хо­дить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, о том, что гордитесь своим сыном (дочерью), - ведь его (её) приняли в детский сад.
  • Познакомьте ребёнка с режимом в дет­ском саду. Чем подробнее будет Ваш рас­сказ и чем чаще Вы будете его повторять, тем спокойнее ребёнок воспримет новые правила. Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит так, как было обещано, то чувствуют себя уверен­нее. Максимально приблизьте домашний ре­жим к распорядку жизни в детском саду.

Примерный режим дня детского сада

7.00-8.00-прием детей

8.00-9.00 умывание, завтрак, туалет

9.00-10.00 игра, занятия

10.00-11.00 прогулка

11.30-12.00 обед

12.00-15.00 постепенное укладывание, сон

15.00-15.30 постепенный подъем, умывание, полдник

15.30-17.00 занятия, игра

17.00 ужин

17.20-18.45 уход домой

  • Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище - супам, кашам, салатам и т.д.
  • Формируйте у ребёнка навыки самооб­служивания и личной гигиены. Совсем маленьким детям помогают одеться воспитатели, в более старшем возрасте ребенок должен уже кое-что уметь исам.Безусловно, навыки самостоятельности прививаются не сразу. Однако в привычной домашней обстановке ребенку будет гораздо проще научиться надевать колготки, застегивать пуговицы и т.д. Поговорите с ним о возможных трудностях, объясните, к кому он может обратиться за помощью и как он это должен сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить». И Виктория Никола­евна нальёт тебе воды. Если захочешь в туа­лет, скажи об этом». Попробуйте проиграть все эти ситуации дома, например Вы воспи­татель, а медвежонок, за которого Вам тоже придётся говорить, просит пить.
  • Можно поиграть с ребёнком в игру «Детский сад». Роль малыша может выполнять или он сам или какая-нибудь игрушка. Покажите ему в игре, как можно познакомиться со сверстниками, как вступить в игру. Пусть в игре соблюдается ритм детсадовской жизни: куклы будут завтракать, делать зарядку, гулять, обедать, ложиться спать… Полезно продолжать игру и тогда, когда малыш начнет ходить в садик. В игре Вам будет проще проследить, какие проблемы и трудности он испытывает, помочь ему справиться с ними.
  • Не создавайте у ребёнка иллюзий, что всё будет так, как он захочет. Объясните, что в группе много детей, поэтому воспитатель, например, не сможет одеть сразу всех, при­дётся немного подождать.
  • Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома. Пусть игрушка ходит с ребенком в детский сад «ежедневно» и знакомится там с другими игрушками. Расспрашивайте ребёнка, что с игрушкой происходило, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно (детям легче говорить о своих чувствах от имени игрушки). Приготовьте вместе с ребёнком «радостную коробку». В течение лета складывайте в неё небольшие игрушки, лоскутки ткани, маленькие книжки с картинками, которые привлекательны для Вашего малыша и обрадуют других детей. Возможно, вы владеете техникой оригами - тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. С игрушками в детский сад и веселее ид­ти, и проще завязывать отношения со сверстниками.
  • Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои.
  • Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. В присутствии своего ребёнка называйте этих детей по имени. Говорите дома о новых знакомых - Лене, Саше, Серё­же. Поощряйте обращение ребёнка за помо­щью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.
  • Чем лучше Ваши отношения с воспита­телями, другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку к новым условиям. Будьте с ними в контакте – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.
  • В присутствии ребёнка избегайте кри­тических замечаний в адрес сотрудников детского сада.
  • Разработайте вместе с малышом не­сложную систему знаков прощания, и он бу­дет легче отпускать Вас: например, что Вы помашете ему и пошлете воздушный поцелуй, - так ему будет проще отпустить Вас.
  • Сократите «сцену прощания». Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что Вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что Вы его любите и обязательно придетеза ним в определенный час. Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда Ваше расставание будет проходить. Не стойте пожалуйста у двери и под окнами д/с, так как дети чувствуют Ваше присутствие.
  • В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду. В период адаптации ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает — это ему необходимо.
  • Не оставляйте малыша в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирайте домой. Щадите его нервную систему.
  • Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семьетаратесь посвящать ему как можно больше времени - гулять, играть, разговаривать.
  • Будьте терпеливы. Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться не один месяц. Рассчитывайте свои силы, воз­можности и планы.Если через месяц Ваш ребёнок ещё не привык к детскому саду и Вы продолжаете испытывать потребность в контакте со спе­циалистами - педагоги и психолог ждут вас!

Если Вы будете следовать этим советам и рекомендациям, то тогда адаптация Вашего малыша к детскому саду пройдёт легко и безболезненно, чего я Вам и желаю!



Учитель-дефектолог

Богодайко Ольга Анатольевна



Такие полезные кубики



Интеллектуальные игры Никитина - замечательный двигатель в развитии ребенка. Кубики Никитина - широко известная развивающая игра, в которую играют тысячи детей. Каждая игра представляет собой некий набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т.п.

Самые популярные игры Никитина по степени сложности: «Сложи квадрат» уровни 1,2,3 (детям от 2-х до 6 лет), «Сложи узор» (4-8 лет), «Дроби» (3-7 лет), «Кирпичики» (2-6 лет), «Кубики Никитина для всех» (от 5 лет), «Уникуб» (от 6 лет).

Игры Никитина развивают очень многие качества: внимание, память, пространственное представление и воображение, умение находить зависимости и закономерности.

Ребенок, увлекающийся играми Никитина, растет сообразительным и изобретательным.

В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют сенсорные навыки, навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, совершенствуют конструктивные способности, развивают абстрактное математическое мышление, внимание, память, мелкую моторику, логику, воображение и речь. Эти качества просто необходимы для успешного обучения в школе.



Борис Никитин придумал множество развивающих игр для своих детей. Эти игры и упражнения поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям кубики Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб».  



Развивающие игры Никитина объединяют один из основных принципов обучения – «от простого к сложному» - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:


1. Развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста.


2. Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей.


3. Поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно.


4. Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;


5. Играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Особенности игр


             


   Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.

Игры Никитина можно расширять, усовершенствовать, придумывать новые задания.


Правила игры



На первых порах никто не объясняет ребенку правил игры, не показывать, как надо. Малыш сам решает задачу от начала до конца.


Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, что как раз и ведет к развитию его творческих способностей. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и "корректирует" и «направляет» действия ребенка. А сорадование - это и будет награда за удачно найденное решение, и стимул к будущим победам.


Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов (по книге Б.Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры»):



1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. Понаблюдайте, как довольны бывают дети, если им удается нас рассмешить или обрадовать.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. И еще... удерживайтесь от обидных замечаний вроде: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п. Не обижайте ребенка в игре.

3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его.

7. Если в семье не один ребенок, то каждому надо по комплекту игры, лучше всего, если будут коробки для всех играющих.

8. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узор» или «Рамки и вкладыши Монтессори». Здесь ребенку надо различать цвета и форму. А общее правило - наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр «включать». Это творческая задача папе и маме.

9. Увлечения детей приходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре на месяц-два и даже больше, а потом «случайно» (показать, например, гостям или знакомому и научить его играть) пусть малыш вспомнит о ней. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел. Старайтесь записывать успехи, сдвиги, достижения каждой из «волн» увлечения игрой.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному - хочется побороться, быстрому - побегать и поиграть в подвижные игры, а слабый этого не любит. «Не интересоваться игрой» ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или... взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.

13. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на коврике, и полететь под потолок на папиных руках.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, узоры, фигуры.

15. Лучше по секундомеру, но можно и по часам устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающиеся ребятишки уже с 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не думайте, что ваш авторитет при этом пострадает.

16. и т. д. - это те правила, которые вы... найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее





                               


Учитель-дефектолог – Богодайко Ольга Анатольевна


Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse