Методическая копилка

ПСИХОЛОГ СОВЕТУЕТ

         

Мымрина Ульяна Андреевна




                                         




Представления взрослых о значимых направлениях подготовки детей к школе

В этой статье педагог-психолог рассказывает о том, что является наиболее сложным для детей в первом классе. А также предлагает родителям простой тест “Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу”




Гендерное воспитание дошкольников в семье


В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависит отродителей ребенка и педагога детского сада.

.Гендерное воспитание - комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка: девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Они лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое.

Наблюдая за современными детьми замечала, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, и что самое обидное, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

И здесь немаловажную роль играют личностные качества родителей. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

На каждом возрастном этапе складывается своеобразная специфическая социальная ситуация развития, определяющая становление гендерной идентичности ребенка (психологическое ощущение ребенком себя - будущим мужчиной или будущей женщиной), ее компонентов под влиянием разнообразных микро – и макросредовых факторов.

Например, современные СМИ транслируют и традиционный, и образ новой женщины – активной, властной, независимой, преуспевающей и т.д.Влияние этих факторов в разные возрастные периоды неоднозначно, но обусловлено особенностями той культурной среды, в которой развивается ребенок. Но все-таки главным и первым звеном являетсясемья.

О важности работы с семьей свидетельствует и тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственнона полоролевом развитии ребенка. Это является одним из факторов кризиса современной семьи, ведет к возрастанию психосоматических заболеваний и общей невротизации.

У нас в группах имеются неполные семьи, где родителем является «мать-одиночка» или бабушка, и в иерархии такой семьи мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Мальчики воспитывающиеся мамой, которая для него выступает в роли авторитета, защитника, командира, пытаютсялюбымиспособамипривлечьеёвнимание-капризами, плаксивостью, вызвать ее на ласку, проявляя излюшнюю мягкость, феминизированность, т.е происходит развитие «женских» черт характера. В другом случае, где мальчик долгое время тоже воспитывался мамой и бабушкой, вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности», наоборот, становится чёрствым и жёстким. Для мамы он - самый лучший, самый умный, самый красивый, добрый и т.д., она склонна защищать его от любых «нападок», вне зависимости от того прав он или нет. Почему я привела пример только с мальчиками, потому что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит проблематичней. И это необходимо иметь в виду не только в семье, но и в дошкольном учреждении. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек.

Значение папы в формировании половой роли детей обеих полов заметно больше. Поскольку отец чаще оценивает детей и действует более решительно, то дети как бы более чувствительны по отношению к нему.

Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы привлечение мужчин в сферу образования и воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не дает такой возможности. Профессия педагога остается практически женской прерогативой.

Именно поэтому необходимо повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах гендерного воспитания,чтопредполагает овладение ими различными аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность.


Хотелось бы, что бы родители были не зрителями и наблюдателями педагогического процесса, а активными участники различных мероприятий и даже инициаторами некоторых из них.



Педагог-психолог

Мымрина Ульяна Андреевна

Как помочь эмоциональным детям?

(Тревожные, агрессивные и гиперактивные дети)


Эмоциональное развитие ребенка начинается с первых мгновений беременности матери. Хроническая усталость, семейные неурядицы и прочее уже сделали свое дело и подготовили «негативную почву» для эмоциональных проблем ребенка. Некоторые дети эмоциональны внешне (шумные, плаксивые, агрессивные), другие внутренне эмоциональны (боязливые, тревожные), и тем и другим очень сложно совладать со своими эмоциями. Причем крики и наказания со стороны взрослых в таких ситуациях лишь усиливают проблемы у детей.

Что же делать, если у вас проблемный ребенок?!

Необходимо правильно выбрать стратегию (выработка единой стратегии воспитания педагогами и родителями);

важно помнить, что никто в этом не виноват (и, прежде всего ребенок). Ребенок такой, какой он есть. Родителям и педагогу можно обмениваться «карточками-переписками», в которых, на заранее подготовленной карточке, коротко записывается информация о ребенке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме (любое достижение ребенка обязательно отмечается в карточке);

если у вас гиперактивный ребенок ни в коем случае не подавлять двигательную активность, а научить выплескивать ее приемлемыми способами;

установить заранее правила поведения и систему поощрений и наказаний;

очень важен тактильный контакт;

если ребенок «случайно» что-то сделает не так, хотя и будет стараться, его можно простить. Он должен знать, что не лишиться вашей любви.

Я соглашусь с тем, что агрессивного ребенка очень сложно принять таким, какой он есть, но именно этот ребенок больше других нуждается в помощи взрослых, и их внимании. Агрессия ребенка – это отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Он всячески ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников с помощью агрессии, т.к. не знает, как сделать это по-другому. Агрессивные дети часто подозрительны, любят перекладывать вину за ссоры и конфликты на другого человека. Сами они обычно не могут оценить свою агрессивность, наоборот, им кажется, что все хотят обидеть именно их (возникает замкнутый круг).

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе? Полезные рекомендации родителям даны на страницах книги Р. Кэмпбелла «Как справляться с гневом ребенка» (М., 1997).

Предлагаю три направления работы:

  1. Работа с гневом. Обучение способам выражения гнева (вербальным или физическим). Дать возможность ребенку выразить гнев на бумаге или приемлемым физическим способом. Например, запастись легкими мячами, которые ребенок может швырять в мишень; в ход могут пойти мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и рвать — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.
  2. Обучение навыкам распознавания и контроля гнева, умению владеть собой в различных ситуациях.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию (эффективны поведенческие тренинги, ролевые игры, театр, обучение способам выхода из конфликта). Важно развитие навыков взаимодействия с другими людьми, в т.ч. обращение «я», а не «ты» (говорить о своих чувствах).


Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

Первый - когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется "шлейф" разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.


Еще одна категория детей с эмоциональными нарушениями – это тревожные дети. Отличительная особенность этих детей – эпизодическое проявление беспокойства, волнения. У них заниженная самооценка, поэтому очень полезно всяческое одобрение (хотя оно лишь смягчает ситуацию). Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми в худшую сторону.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: («Замолчи, а то рот заклею!» Уйду от тебя! Убью тебя!»). Они и без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь сложной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его.

Тревожному ребенку важен тактильный контакт с родителями, который помогает обрести чувство уверенности и доверия к миру. Очень полезны упражнения на релаксацию. При этом желательно, чтобы родители выполняли упражнения вместе с ребенком.

Часто развитию тревожности у детей способствуют взрослые, влияет и авторитарный стиль родительского воспитания.

Родители, которые следуют таким рекомендациям, способствуют развитию ребенка, реализации его творческих способностей, снятию тревоги.


Хотелось бы отметить, что мы в работе с такой категорией детей используем волшебный мир сенсорной комнаты, которая является незаменимым местом в данном случае. В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, ароматерапия, аквалампа), ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.



Терпения вам и оптимизма!


Педагог-психолог Мымрина Ульяна Андреевна


Социализация детей раннего дошкольного возраста в ДОУ

   В авторской модели развития системы образования выделяются три основных процесса: адаптация, социализация и индивидуализация, протекающие одновременно. Адаптация, заключается в устранении тревоги и поддержании баланса в системе «человек-среда», социализация отражает внутреннее принятие ценностей значимых других, индивидуализация направлена на выработку собственной автономной системы ценностей.

В период раннего детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Дошкольное образовательное учреждение – это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Соответственно, для успешной социализации ребёнка раннего возраста необходимо создать условия для устранения тревоги, формирования доверия и уважения к сотрудникам учреждения, принятия новых ценностей и групповых норм, а также организации среды для самовыражения и раскрытия личности малыша. Сложность состоит в том, что амбиции в общении у малыша большие, а способов общаться – мало.

Поэтому научить малыша дружить и общаться с детками – все-таки задача семьи. А детский сад – тренировочная площадка для формирования положительного отношения к совместной деятельности со сверстниками.

Для того, чтобы строить свои отношения в детском саду, нужно чувствовать себя в безопасности, быть уверенным, что мама придет и заберет, и быть уверенным в ее любви. Наверно, это странно звучит для нас, взрослых. Ведь понятно же, что мама и папа любят своего ребенка. Для малыша же эти вопросы стоят очень остро, забирают все его внимание. Получается, если малыш не уверен в своих отношениях с мамой, он не может дружить с другими детьми.

Как помочь малышу не беспокоиться и начать дружить с другими детьми в детском саду?

· Ритуал прощания с малышом поможет ему меньше тревожиться. Важно, чтобы мама или папа не убегали от ребенка, пока воспитательница отвлекает его. Ритуал – это повторяющиеся раз от раза действия. Например, при прощании мама обнимает малыша, он целует маму в щечки, потом малыш идет к окну и машет маме рукой, а мама машет ему уже с улицы. Важно сказать малышу точно, когда вы придете за ним, на понятном для ребенка языке. Например, «вы поиграете, погуляете, и я приду за тобой» или «я вернусь, когда ты поспишь и проснешься».

· Поведение мамы при встрече с малышом. Дайте малышу время привыкнуть к вам. И самое главное, покажите, что вы его любите так же, как и раньше. Малыш почувствует это, если при встрече вы посмотрите ему в глаза с любовью, обнимите его, скажите, что вы все время думали о нем, пока вас не было.

· Общение мамы с другими детьми. Помните, что вы являетесь примером для малыша, как именно вести себя с другими детьми. Узнайте, как зовут каждого из детей в группе. Вы можете здороваться с ними, поговорить во время прихода и ухода из детского сада.


· Сделать ситуации узнаваемыми. По дороге домой хорошо обсуждать, кто с кем сегодня играл, кто в чем пришел, кто как себя вел. Называя имена детей, описывая разные (предполагаемые) ситуации в садике (прогулка, сон, занятия, игры, одевание и раздевание), вы помогаете вашему малышу сделать их более предсказуемыми, вы «проживаете» их вместе с малышом. Сталкиваясь с реальными ситуациями в детском саду, малыш оказывается готов к ним, а значит, более уверен.

· Продолжить общение со знакомыми детьми в знакомой ситуации. Важно, чтобы связи, которые были у малыша до детского сада, оставались стабильными. Это даст малышу точку опоры, ощущение, что «все в порядке». К тому же во время общения на площадке или в Клубе, например, вы находитесь рядом с малышом, и можете показать ему вариант решения ситуации.

Чувствуя поддержку со стороны родителей, малыш скорее научиться проявлять себя и гибко строить отношения в новой для себя ситуации – в детском саду.



педагог-психолог Мымрина У.А

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse